Стенопост по Титановой манге: главы 115-139
What a Long Strange Trip It's Been.
Первое, что могу сказать - слава Имир, что я не подсела на это, пока это был онгоинг (еще одна причина не слушать Дева с первого раза). Это был бы жуткий, совершенно невыносимый тест моему терпению и нервной системе. Плюс, это могло попортить впечатление о финале. Мне кажется, такие заплёты куда лучше воспринимаются, когда у тебя нет перерывов в месяц между получением новой инфы, когда нет времени и желания нафантазировать свою концовку с блекджеком, когда нет нужды читать тонны теорий просто от жажды хоть КАКОГО-ТО контента по сабжу (вспоминаю себя и блич), когда всё ложится перед тобой в четкую ровную линию, задуманную автором Манги.
Так как я начала читать мангу ровно с момента, где закончилось аниме, чтобы разложить впечатление по полочками, я местами буду касаться и 4-го сезона (в моем понимании, они - одно целое с финальными главами манги).
Сами события уже совершенно отошли от борьбы с монстрами, полностью переключившись на борьбу между людьми (хотя учитывая финальную форму Эрена, можно опять пофилософствовать на тему монстров, но я не буду). От части это хорошо, это интересно, это вызов зрителю\читателю, но от части очень не хочется отказываться от уютного пледика, которым являлась относительная простота первых сезонов. Мир тогда был маленький и знакомый, пусть с загадками, пусть даже с внутренними врагами, но его можно было обхватить и понять. Но мы хотели увидеть море и как писали древние картографы на еще неизведанных частях карты - here be dragons.
И так, c 4-ого сезона тема войны из исследования динамики “свой-чужой” переходит в рассмотрение догмы праведного гнева и цикличной природы конфликта, хотя скорее даже не переходит, а эволюционирует, потому что в принципе и первое никуда не девается. Марлийцы в своей жажде справедливости и мести из жертвы древнего конфликта сами превратились в кровожадных завоевателей, подминающих под себя весь мир, и ни разу на этом пути не задались вопросом, чем они лучше ненавистных ими Эльдийцев. Тема, конечно, безумно интересная и за примерами из жизни далеко ходить не надо, достаточно просто глянуть на карту чуть к востоку от Египта.
Чтобы упростить процесс и сделать рассуждения чуть более личными, тему раскрывают по сути на истории Габи. Этот персонаж как никто другой вызывает целый ряд противоречивых реакций, опять же демонстрируя, всю комплексность конфликта. Учитывая, что мы три сезона пережили с жителями Парадиза, привыкли и породнились с ними (привет Райнеру), мы естественно по определению на их стороне, и когда нам показывают маленькую девочку в рядах противника, которая совершенно хладнокровно, осознанно используя тот факт, что она ребёнок, выносит вражеский бронированный поезд, вместо “гип-гип, урра”, которое мы могли бы выдать, сделай такое, скажем Микаса в тех же условиях, думаем про себя “вот же маленький монстр”. Дальше на ее дом нападают, убивают без разбора как военных, так и мирных жителей, включая и так угнетенных потомков Имир. Девочка полна решимости использовать свой военный опыт и отомстить даже ценою жизни за эти невыносимые потери, а мы ненавидим её за это, ведь она убила родного нам человека. Да, ее можно понять, её можно оправдать, но простить её нельзя.
Когда я смотрела 4-ый сезон, меня бесила Габи и её реакция на вторжение Эльдийцев, вот реально бесила и я придумывала целый ряд оправданий этому моему отношению:
“Ведь ты же солдат, ты сама была на войне и отнимала жизни, как ты смеешь удивляться, что такое приключилось с тобой!?”
“Ты сама Эльдиец, как ты можешь спокойно служить Марли и продолжать защищать их, зная, что они лишь использую твой народ!”
- но всё это брехня. Её злоба оправдана, в этом неразрывном круге насилия, настал её черёд праведного гнева, её черёд искать справедливость там, где её по определению быть не может. Но мне было всё равно. Я ликовала, когда Эрен превратился в титана и вынес руководство Марлийской армии, я рукоплескала разведчикам, просто услышав звук УПМ, я с жадностью наблюдала за каждой каплей крови младшей сестры Таибура и я сокрушалась, когда Габи нанесла ответный удар, хоть это и был её черёд. Так и Эльдийцам совершенно плевать на грехи своих предков, на ту боль, что доставила их сторона когда-то остальному миру, их цель - выжить, оградить от этой боли своих близких, любой ценой и отомстить за годы проведенные под осадой титанов. Самый яркий момент раскрытия темы праведного гнева - это разговор у костра в манге, когда люди с противоположных сторон даже будуче вынуждены сплотиться против нового общего врага не способны закрыть глаза на старые раны. Поэтому цикл насилия нельзя разорвать: защищайся или нападай, в итоге всё равно будут жертвы, и каждый выживший, кто знал эту жертву станет твоим врагом и продолжит цикл. Единственные персонажи, которые до конца осознают всю трагедию этого факта - это Армин и Фалко, за что заслуживают только уважение.
Но всегда находятся те безумные мечтатели, что считают иначе. Первым был король Фритс, осознавший тяжесть грехов Эльдии. Его решение было принять наказание, каким бы оно ни было, склонить голову под гильотину и (когда придёт время) искоренить конфликт искуплением. Его ошибкой было считать, что весь его народ так же легко согласится пасть под праведным гневом старых врагов. Вторым был Зик. Его решение было более милосердным, но таким же наивным. Лишить свой народ будущего значит лишить его смысла, он и сам прекрасно понимал, что пытается идти против законов природы, против непреодолимого стремления самой жизни продолжаться в новых поколениях. И это не говоря уже о том, что далеко не факт, что эта жертва купила бы последним Эльдийцам свободу. Ну и третьим попытку предпринял Эрен. Он в буквальном смысле решил со всем покончить: освободить Имир, освободить мир от угрозы титанов и стать самим дьяволом, объединив против себя человечество или то, что он него останется. Если задуматься, все его поступки вполне соответствуют его изначальной мотивации - убить всех титанов, “всех до единого” и защитить народ за стеной. Из его решения могло быть два возможных исхода - он победит и на земле останутся только люди за стеной, либо его одолеют и оставшееся человечество объединится для выживания. Если не будет титанов, не будет страха, не будет войны. Конечно, если верить в заложенную в историю предрешенность, исход был всего один, но я уже когда-то комментировала, что даже несмотря на объяснения манги по этой части, мне хочется интерпретировать тему судьбы здесь как “так должно было произойти”, а не как “иначе произойти не могло”, то есть Эрен выбрал довериться судьбе, а не стал её заложником. Вопрос на который как бы должен ответить финал манги - это можно ли разорвать порочный круг и если можно, то какой ценой. Цена, которую выбрал Эрен, на мой взгляд слишком велика, учитывая, что результат по сути неизвестен. Дать нам конкретного ответа автор манги естественно не мог, было бы наивно даже пытаться, всё, что он мог нам дать - это некий намёк на надежду.
Красной лентой через всю эту драму вечного конфликта проходит история вышеупомянутой Имир, которая перекликается с судьбой Микасы. Эта её история на первый взгляд кажется несколько чуждой на фоне глобальных конфликтов и оправданной вражды. Но если присмотреться, то всё сливается воедино, ведь по сути это именно любовь толкает людей на ужасные поступки и заставляет закрывать глаза на зверства - любовь сына к матери, любовь правителя к народу, любовь женщины к мужчине. Именно поэтому разорвать цепи Имир и возможно остановить колесо войны должна Микаса, ведь в ней живёт такая же самая безусловная и бескомпромиссная любовь, какая жила в самой Имир. Микаса была готова прощать и защищать Эрена ценой своей жизни практически до последнего, пытаясь найти оправдание даже геноциду, к которому он прибегнул. К слову, не знаю, каким местом читал мангу Алан, чтобы сказать, что происхождение Микасы не влияет на сюжет… Именно то, что она Аккерман позволило ей нанести последний удар. Какого ещё влияния на сюжет ему недостает я даже не представляю.
Ну и напоследок всё же позволю себе немножко порассуждать на тему второго Аккермана и про финал его истории. Конечно, я безумно рада, что Ливай смог таки выполнить обещание данное Эрвину и приятно удивлена, что это не стоило ему жизни. Но всё же не покидает некоторые bittersweet ощущение, читая финальные панели с его участием. Все его товарищи, ведомые мечтами и идеалами погибли, а он - прожженный циник без собственной цели - остался и теперь его долг - это лицезреть тот мир, за который отдали жизни его бесценные друзья, быть свидетелем результата их жертвы и что еще более иронично, принимать участие в мирных переговорах., хотя всю свою жизнь он знал лишь борьбу. Даже при таком, казалось бы, очевидном хэппи энде, судьба персонажа остается по-своему трагичной, на мой взгляд (“a completely harmless man who failed to die”) и это делает его историю еще более глубокой и интересной.
В своей рецензии на аниме я сказала следующее “Нам рисуют грани, дают правила игры, а потом переворачивают стол и смотрят на нас с надменной ухмылочкой.” - в финальной части рассказа этот параметр выкрутили на 11, к чему у меня нет совершенно никаких претензий. Жду с нетерпением выхода аниме по финальным главам, чтобы посмотреть на всё это в динамике и красках, а заодно еще раз насладиться шедевром и может открыть\понять для себя что-то новое.